Мастер класс по теме: «Формирование графических навыков у детей начальных классов на основе мезенской росписи»

Методические рекомендации.

Авторские права зарегистрированы на имя составителя – Гужова О.В.

При использовании на занятиях и курсах обязательны ссылки на данное издание.

Воспроизведение и распространение методических рекомендаций запрещается без письменного разрешения автора.

 

Возникновение и особенности мезенского промысла

На русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью.

Как большинство народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы на границе тундры и тайги.

Промысел возник в конце 19 века в селе Палощелье на берегу реки Мезень. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – мезенская роспись. Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы.

Пика популярности промысел достиг в 19 веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину, Онегу. Происхождение росписи до сих пор остается загадкой.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 века, выполненных в мезенском регионе.

По стилю роспись относят к наиболее архаичному виду, дожившему до 20 века.

Она похожа на рисунки первобытных людей. Интересен «мужской» характер росписи – прялки расписывали в старину мужчины – те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Ученые выдвигают несколько гипотез о происхождении росписи. Некоторые склонны считать, что наличие в орнаменте росписи таких элементов, как треугольники, ромбы, квадраты, розетки, а также графичность рисунка свидетельствуют о том, что она имеет в своей основе геометрическую резьбу по дереву, для которой так характерны все эти элементы. Действительно, на некоторых покрытых резьбой городецких прялочных донцах Волги фигуры коней имеют отдаленное сходство с красными конями Мезени.

Согласно другой гипотезе, архаичная палащельская роспись – это отголосок древнего искусства чуди, угро-финского племени, жившего в этих самых местах. На узорах, украшающих медные нагрудники, найденные во время раскопок их могильщиков и относящихся к азелинской культуре 3 – 5 веков, почти повторяется узор мезенской прялки – те же ряды коней.

Наиболее экзотическое суждение принадлежит одному из самых ярких исследователей русского народного творчества В.С. Воронову: «Чрезвычайно любопытно отметить, что орнаментация мезенских прялок сохраняет в себе формальные отражения очень древнего времени, указанный узор можно решительно сопоставлять с греческой орнаментикой так называемого стиля Дипилон». Воронов ведет речь о геометрическом стиле великолепной орнаментальной росписи, которой покрыты керамические сосуды, найденные на Дипилонском кладбище в Афинах и относящихся к 8 веку до н.э. – периоду, когда племена Древней Эллады находились на последнем этапе первобытнообщинного строя.

Характерные особенности росписи – графичность, фризовость, многоярусность.

Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. В ней почти полностью отсутствуют очень распространенные в северной росписи элементы растительного орнамента. Используются два цвета: красно-коричневый, который получали из береговой глины и сначала растирали на камне, а затем разводили в растворе лиственничной смолы – серы, как ее называют. Черную краску делали из сажи, смешивая с тем же раствором смолы. Расписывали изделия сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, а потом тетеревиным пером обводили черной краской. После этого покрывали олифой, которая придавала росписи красивый золотисто-желтый отлив.

Графичность проявляется в примитивно условной трактовке образов коней и птиц. что побуждает исследователей искать истоки росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках.

Наиболее характерная особенность росписи – многоярусноть. Выделяются 3 яруса, которые разделяются орнаментом «бердо» (решетка, ряд клеток, названных так из-за сходства с одноименной принадлежностью ткацкого станка) или просто красной линией. Ярусы представляют собой ряды из птичек, уточек, лебедей, лошадок, оленей, «пущенных» в разные стороны.

В нижнем и среднем ярусе главными фигурами являются кони и олени, в верхнем – птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках, ярусы соответствуют 3 мирам – подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира и являющимся основной космологической основой мира.

Среди орнаментов – фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и открываются на границах предмета.

Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. На предметах можно увидеть по детски наивно написанные жанровые сценки: охота, кони, резвящиеся на воле.

Предметы густо испещрены дробным узором – звездами, крестиками, чертиками, основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – наполняют аналогичные элементы трехгранновыемчатой резьбы.

В мезенской росписи наиболее интересным и самым емким объектом исследования является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает неисчерпаемые глубины русской и мировой культуры.

Мезенская прялка небольшая, срезанная по нижним углам лопастка украшена наверху главками на тонких шейках, которые в деревянном зодчестве называют барабанами. Срезанная на два ската и увенчанная главками верхушка прялки напоминает своим контуром «премудроверхие» церкви.

Основными образами мезенских прялок являются кони, птицы и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам. На каждой мезенской прялке хорошо прослеживается характерная для росписи трехъярусность.

Ярусы – миры как лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическими фигурами.

Не смотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке.

Эффект достигается тем, что каждый мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.

Изображения, получаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены») чаще всего являются вариациями широко распространенных мировых сюжетов.

В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое изображалось обычно с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет – «выезд на санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей.

Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Подобные образы несложно отыскивать у многих народов мира, в том числе и у славянских.

Еще один мотив мезенских прялок «всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями в древность и отображает различные сюжеты, изображающие бога – всадника. Можно с большей долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Мезенская роспись является видом народного творчества, широко применяющемся в современном декоративно-прикладном искусстве, сохранившем архаичные черты:

  • соответствие элементов росписи космологической модели мира;
  • традиционность сюжетов;
  • локальность цветовой гаммы;
  • графичность;
  • фризовость, сохраняющая обереговую символику.

Как вид современного искусства, мезенская роспись используется в оформлении книг, тканей, фурнитуры, в различного типа дизайн-проектах, благодаря своей обобщенности, символичности и знаковости.

Читать полностью / Скачать статью с материалами Мастер класс для учителей начальных классов

Вам также может понравиться

About the Author: Администратор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 4 =